Фэндом

Валерий Вениаминович Сауткин родился 20 сентября 1943 года в Ярославле. В 1967 году окончил Московский энергетический институт, кандидат технических наук, автор 13 изобретений. Но прославился он как поэт-песенник.

В 1967 году, будучи студентом, Валерий Сауткин получил от комитета комсомола задание организовать вокально-инструментальный ансамбль. В состав ансамбля «Кардиналы» вошли ставшие впоследствии профессиональными музыкантами Юрий Шахназаров и Игорь Кларк. Руководителем был Юрий Шахназаров. Примерно тогда же возникла группа Александра Градского «Скоморохи», которой не хватало бас-гитариста. Градский приходил на концерт «Кардиналов», ему понравился ансамбль, а особенно — игра Шахназарова на бас-гитаре. Шахназаров перешел в «Скоморохи», а Сауткин написал стихи для некоторых песен группы (в том числе для «Гимна скоморохов» и «Травы-муравы»). Написанную Шахназаровым на стихи Сауткина еще в «Кардиналах» песню «Мемуары» исполняли и «Скоморохи», и «Аракс». В фильме «Афоня» Георгия Данелии «Аракс» снялся, исполняя эту песню. В составе были бывшие музыканты «Скоморохов» — Александр Лерман, Юрий Шахназаров, Владимир Полонский.

В фильме Георгия Данелии «Афоня» есть эпизод с танцами. В этом эпизоде, после блюзового «белого танца», где за кадром Андрей Макаревич поет свой «Солнечный остров», начинается заводной сегмент. В кадре появляется Володя Полонский, бойко задающий ритм вступления, затем камера перемещается на нас с Юрой Шахназаровым (Шахназаров на гитаре, я на басу), и я запеваю: «Скоро стану я седым и старым, уйду на пенсию писать свои я мемуары. Напишу я, расскажу я всё как есть, как было, расскажу я, с кем не ладил и кого любил я» («Мемуары», музыка Юры Шахназарова, слова Валеры Сауткина).

Александр Лерман

Впоследствии Валерий Сауткин сотрудничал с «Веселыми ребятами», «Араксом», «Круизом», «Самоцветами», Юрием Антоновым. Самым плодотворным было сотрудничество с «Круизом», для которого написано много песен («Крутится волчок», «Музыка Невы», «Послушай, человек» и др.). Познакомиться с музыкантами «Круиза» Сауткину посоветовал руководитель «Аракса» Сергей Рудницкий; только организовавшейся группе была предложена песня «Суета», написанная поэтом совместно с Владимиром Пресняковым-старшим. Затем для «Круиза» соавторами были сочинены еще две песни («Средний человек», «Один богат, другой умен»; «Красную книгу» Сауткин написал совместно с Владимиром Пресняковым-младшим). Поэт Валерий Сауткин начал сотрудничать с музыкантами группы.

Совместно с Владимиром Пресняковым-старшим Сауткин создал рок-оперу «Улица». Спектакль 1986 года, в котором участвовали Владимир Маркин, Сергей Минаев, Владимир Пресняков-младший, прошел с аншлагом; рок-оперу записали в студии Московского театра имени Ленинского комсомола Сергей Рудницкий и звукорежиссер Валерий Андреев. На фирме «Видеофильм» режиссером Андреем Комаровым был снят игровой фильм «Улица» с фрагментами концертных видеосъемок. Во время пожара материалы фильма были утрачены, сохранились только любительские копии. Была сделана и видеосъемка спектакля, однако все материалы пропали. Правда, одну из арий (как песню «Горькое похмелье») впоследствии исполнила Кристина Орбакайте.

Вскоре Сауткин и Пресняков-старший написали вокальную сюиту «Гороскоп», в 1988 году выпущенную на пластинке фирмой «Мелодия». Песни от лица животных восточного календаря записали Алексей Глызин, Александр Градский, Александр Барыкин, Андрей Сапунов, Владимир Пресняков-младший, Игорь Николаев, Алла Пугачева, Александр Кальянов, Сергей Минаев, Владимир Кузьмин, Кристина Орбакайте, Александр Нефедов. Через год вышла вторая авторская пластинка Преснякова-старшего; половина песен была написана на стихи Сауткина. В 1989 году «Мелодия» выпустила пластинку хард-роковой группы «Джокер» с песнями на стихи В. Сауткина. В 1990 году вышла на пластинке рок-сюита Николая Парфенюка и Валерия Сауткина «Королевский гамбит», основанной на пьесе Эжена Ионеско «Король умирает».

Затем, и из-за изменившихся отношений между авторами и исполнителями, и из-за нежелания выполнять коммерческие заказы на тексты «ниже пояса» Валерий Сауткин перестал зарабатывать деньги рок-поэзией.

Я в своё время не разобрался в специфике новых отношений и поэтому утратил возможность стабильного заработка. А те крупные поэты- песенники, которые сумели связать своё творчество с конкретной группой, закрепив эти отношения какими-то обязательствами, успешно работают до сих пор. Это и Танич, и Маргарита Пушкина, и ещё ряд профессионалов высокого класса. Но большинство групп сами пишут для себя тексты, и часто это получается у них очень посредственно.

Валерий Сауткин

В начале 1990-х Сауткин был главным редактором музыкального журнала «Рокада», который потом назвал одним из проектов, осуществленных слишком рано. Тогда же у него возникла идея рок-оперы на библейскую тему «Предатель»; когда черновой вариант был сделан, к работе присоединился его старый друг, композитор Игорь Кларк. Опера «Иуда» уже закончена. Кинокомпания «Иван» (продюсер — А. Бондарев) осуществила демозапись рок-оперы в аудиоварианте. Написано и либретто для русской версии мюзикла Мишеля Леграна «Монте-Кристо».

Российская версия мюзикла Карела Свободы «Дракула» (с русским текстом либретто Валерия Сауткина) была поставлена в концертном зале Академии наук словацкой постановочной группой. Причиной того, что спектакль недолго продержался на сцене (всего 37 представлений), Сауткин считает «нежелание продюсерской группы заниматься рекламой и прокатом». Артисты не получили денег примерно за половину спектаклей; не был выплачен гонорар поэту. Но Сауткин надеется, что мюзикл снова будет поставлен.

Написано либретто оперы «Степан Разин»; нет пока музыки к нему. Написано также либретто оперы «Юдифь и Олоферн» на музыку А. Н. Серова (1863 год).

© Анна Волкова, 2012

Также на Фэндоме

Случайная вики